История развития популярной музыки в Южной Корее
Популярная музыка в Корее прошла разные периоды развития, и она оказалась под более сильным внешним влиянием, нежели иные сферы современной корейской культуры. В колониальное время и послевоенный период популярные песни и ритмы в Корее исполнялись на манер японской эстрады, затем в зарождающуюся поп-музыку пришло западное влияние, прежде всего американское. Многие корейские и певцы начинали свою карьеру в барах и клубах американских военных баз, находившихся в Южной Корее.
В 1959 году на сцену одного из таких клубов взошла 21-летняя Ким Хе Чжа, которая решила вскоре взять себе имя Пэтти - в честь популярной американской певицы Пэтти Пейдж. Пэтти Ким стала первой южнокорейской певицей, которая в 1989 г. выступала на сцене всемирно известного концертного зала "Карнеги холл" в Нью-Йрке. А до этого, в 1978 году, Пэтти Ким стала первой эстрадной певицей, которая удостоилась чести петь на сцене главного концертного зала Южной Кореи в Центре культуры им. Седжона. За 50 лет своей творческой карьеры певица исполнила множество прекрасных песен, которые вошли в "золотой фонд" южнокорейской эстрады.
В 1960-е годы быстрыми темпами развивалось радио-, а затем и телевещание. Вместе с этим получала все большее распространение и массовая культура. В те годы в Южной Корее были популярны корейские версии известных западных, в первую очередь, конечно, американских песен. Песни, создаваемые в Южной Корее в шестидесятые годы, отличались легкостью и простой содержания, как к примеру, одна из популярных из них под названием "Парень в желтой рубашке" в исполнении певицы Ли Сон Э. Главными героями песен тех времен были рядовые люди - рабочие и служащие, солдаты и студенты. А действие в песнях происходило в самых обычных местах - в парке, в переулке, в автобусе или просто на улицах Сеула, как, например, в хите 1962 года, веселой песенке под названием "Сеульская девушка".
Во второй половине шестидесятых годов на южнокорейской эстраде начинают преобладать лирические песни. В те годы разрыв между городом и деревней становился все более заметным, сельская молодежь в поисках лучшей жизни часто отправлялась в города. Тема разлуки с любимым (ой) стала одна из излюбленных сюжетов песен тех времен. Об этом поется и в известной песне "звезды" южнокорейской эстрады 60-х - 70-х годов Ли Ми Чжа под названием "Прощай, Сеул"(1968).
Еще один южнокорейский коллектив из шестидесятых годов, оставивший заметный след в памяти корейцев того времени, это женский дуэт "Пёрл систерс", название которого можно перевести как "жемчужные сестры". Дуэт дебютировал в 1968 году с песней "Любимый". Эта песня была написана известным южнокорейским рок-певцом и композитором того времени Син Чжун Хёном и произвела настоящий фурор на южнокорейской эстраде своей необычностью.
Певца, композитора и гитариста Син Чжун Хёна часто называют "крестным отцом корейского рока". Син является основателем первой в Южной Корее рок-группы. В 1962 году он создал коллектив под названием "Add Four", что в переводе значит "Прибавь четыре". В 1964 году группа "Add Four" выпустила дебютный альбом с одноименным названием.
Минчжун каё или "песни для народных масс", стали популярными в конце 1970 - начале 1980-х годов. Это было время, когда накал массовых выступлений против репрессивного правительства достигли своей наивысшей точки. Поэтому песни, исполнявшиеся широкими массами людей, участвующих в демократическом движении, и получили такое название. Однако минджун каё были популярными среди политически ангажированных людей, поэтому со спадом накала борьбы против авторитарных режимов он сошел с музыкальной сцены.
Целое поколение южных корейцев пело песни стиля "трот", всё еще любимом представителями старшего поколения. "Трот" - это вторая половина слова "фокстрот", хотя несложные мелодии и тексты в основном Народным певцом Кореи называют Чо Ён Пхиля, творчество которого вобрало в себя самые разные музыкальные элементы - соул, блюз, рок и диско, соединив их в единое целое. Песни Чо нашли теплый отклик в сердцах корейцев 1970-х, 80-х и 90-х годов и продолжают привлекать современного слушателя. Известность пришла к певцу в 1976 году, когда исполненная им песня "Возвращайся в Пусанский порт" стала настоящим "народным хитом". В 1980 году он выпустил свой первым сольный альбомом, в который вошли такие хиты певца, как "Женщина за окном" и "Девушка с короткими волосами". Этот альбом стал первым в Южной Корее с объемом продаж свыше миллиона копий. Чо Ён Пхиль выпустил за время своего творчества 18 регулярных альбомов и исполнил более 180 песен, многие из которых стали всенародно любимыми.
Имя певицы Ли Сон Хи хорошо знакомо всем любителям популярной музыки в Южной Корее. Ли можно по праву назвать одной из наиболее заметных фигур южнокорейской эстрады 1980-х и 1990-х годов и многие ее песни входят в "золотой фонд" популярной музыки.
Ли Сон Хи выпустила 13 студийных альбомов, несколько сборников лучших песен, альбом с детскими песнями, три сборника рождественских песен и целый ряд дисков с записью ее концертных выступлений.
Только трое южнокорейских исполнителей имеют общий объем продаж своих записей свыше 10 миллионов. Обладатель 22 музыкальных наград певец Ким Гон Мо - один из них, за 16 лет певческой карьеры которого, продано около 13 млн. копий его альбомов. Он поет в самых разных стилях - фанк, соул, поп, регги, хаус, блюз, баллады, электроника и слоу джэм, демонстрируя свои отличные вокальные способности.
Среди самых известных его песен - такие как "Наша встреча была ошибкой", "Прекрасная разлука", "Одинокая любовь", "Предлог" и многие другие.
Современная поп-музыка Южной Кореи представлена многими молодыми исполнителями, сольными певцами и группами. Массовая культура стала отраслью шоу-бизнеса, для которой характерна жесткая конкуренция. Сейчас популярные исполнители популярной музыки делятся отчетливо на две группы, первая - те, кто начинал карьеру в конце 80-х - начале 90-х годов и вторая - так называемые тинэйджеры.
Среди стабильных на музыкальном рынке певцов можно назвать Ом Чжон Хва, Ли Сын Чхоль, Син Сен Хун и др. Певица Ом Чжон Хва, начала первые свои шаги на эстраде в начале 1990-х исполнением танцевальной музыки и осталась до сих верна этому жанру – одному из самых близких и понятных для широких масс. На ее счету около десятка сольных альбомов. В восьмом по счету альбоме, который получил название "Self control" певица впервые попробовала свои силы в стиле "электроника".
"Отражение звука" - так называется восьмой по счету альбом певца Ли Сын Чхоля, талантливого исполнителя, чьи песни с одинаковым успехом апеллируют как к тинэйджерам, так и к тем, кому за сорок. К сегодняшнему дню на счету у Ли Сын Чхоля в общей сложности более 20 дисков, включая два альбома, записанных в составе группы "Пухваль" и 8 сольных альбомов.
Син Сын Хуна уже двадцать лет называют в Корее "королем баллад". Свой первый альбом под названием "Твоя улыбка" Син Сын Хун выпустил осенью 1990 года. Дебютный диск Сина сразу же стал бестселлером. Его тираж превысил миллион копий, а после релиза шестого альбома в 1998 году Син установил настоящий рекорд - совокупный тираж его первых шести дисков достиг 10 миллионов копий.
Из поп-групп со стажем можно такие как "Чхаурим", "Кобуги", "Кхоётхэ" и др. Свой первый альбом под названием "Пурпурное сердце" синти-группа "Чхаурим" выпустила в 1997 года, а через год последовал второй альбом - ";Влюбленные". В 1999 году у "Чаурим" вышел внеочередной диск. Затем через год последовал третий очередной альбом под названием "Страна чудес".
Следующая работа коллектива - четвертый альбом под названием "4" - увидела свет в 2002 году. Песня "Поклонник" из этого альбома тогда дошла до верхних строчек чартов популярности. В 2004 года дискография группы пополнилась пятым альбом под названием "Всё, что тебе нужно, это любовь"; Два года спустя поклонники "Чаурим" получили новый, шестой альбом группы - "Из праха в прах". Кроме регулярных дисков группа выпустила несколько дисков-ремейков и сольников вокалистки группы.
На современной музыкальной арене Южной Кореи, как и во всем остальном мире, доминируют так называемые boys и girls группы, то есть коллективы, составленные из мальчиков или девочек подростков, призванных покорять сердца своих сверстников-тинэйджеров. Как правило такие исполнители не отмечены особым музыкальным талантом, важнее иметь подходящую внешность и умение танцевать. Сегодня в ходу такие группы как "Н.О.Т.", "S.E.S." и др., ставшие лидерами текущих продаж на музыкальном рынке страны.
Джаз в Корее. В 1926 году Хон Нан Пха выступил с первым джазовым концертом в Сеульском отделении известной международной организации YMCA. Один из мэтров южнокорейского джаза Рю Бок Сон начал свою музыкальную карьеру в 1958 году в одном из клубов на американской военной базе в Сеуле. Затем последовала работа с такими известными корейскими музыкантами-джазистами как Ли Бон Чжо и Киль Ок Юн. В 1967 году Рю Бок Сон вместе с саксофонистом Чон Сон Чжоном создает свою собственную джаз-банду под названием "Рю Бок Сон джаз месинджерс", которая принесла ему настоящую популярность у любителей джаза.
В 1960-х годах в стране стали появляться джазовые ансамбли, игравшие в барах американских военных баз. Однако рост популярности джаза был недолгим, потому что на Западе мода на него к тому времени прошла, и джазовая музыка в Корее фактически сошла cо сцены. Но музыканты остались, и вот в 2002 году пианист Син Гван Ун собрал старых коллег, открыв джазовый клуб под названием "Лунный свет".
Сейчас появились молодые корейские джазисты, среди которых известен пианист и композитор Ли У Чхан. В 1987 году, когда Ли было всего 19 лет, он отправился учиться в Америку, где имел возможность учиться у известных джазменов современности, таких как, Чико Гамильтон. А уже в 1990 году Ли У Чхан принял участие в знаменитом джаз-фестивале в Ньюпорте. В 1991 году молодой джазовый пианист выпустил свой первый, дебютный альбом, который получил хороший отклик в джазовых кругах. С самого начала Ли У Чхан увлекся латиноамериканским направлением джаза и так называемым прохладным джазом, или кул-джазом (cool jazz). Именно в этих направлениях и работает в основном Ли У Чхан, выпустивший несколько сольных альбомов. В 2002 году у него вышел альбом под названием "Я без меня", в который вошли 13 инструментальных композиций, созданных Ли У Чханом и записанных вместе с группой единомышленников.
Появились в Корее молодые яркие джазовые вокалисты, среди которых феноменом стала певица по имени Нам Е Чжи. Песня "Поезд в Чхунчхон" в ее исполнении попала в джазовый сборник "Новый звук" (Nouveau Son), вышедший в 2003 года, в качестве заглавной песни. А в июне 2004 года у молодой джазовой певицы вышел первый альбом.
Джаз не был и является сегодня в Корее популярным музыкальным жанром. Однако с недавних пор в Сеуле проходят джазовые концерты, которые сумели привлечь внимание более широкой публики. Название этой серии концертов переводится как "Джаз в Большом городе", и за сравнительно короткий отрезок времени состоялось уже более 360 концертов, в которых приняли участие около 200 джазовых музыкантов.